Эффективное торможение.

Умение грамотно тормозить включает в себя:

* умение использовать максимальное сцепление колес с дорогой;
* умение сохранять прямолинейное направление движения при торможении;
* умение тормозить двигателем с одновременным переключением передач «вниз»;
* умение остановиться при отказе тормозов.

Тормозная система автомобиля всегда должна быть в полной исправности. Равномерность торможения зависит и от шин. Они должны быть одного типа на всех колесах, равной степени износа и иметь одинаковое давление у колес одного моста.

Исследования показали, если тормоза на одной стороне не работают, то даже на сухом асфальте торможение сопровождается довольно заметным боковым отклонением автомобиля от курса. Уже при скорости 40 км/ч через 0,8 с после начала торможения оно составляет 0,4 м; через 1,2 с —1,6 м, а к моменту полной остановки автомобиль оказывается на 2,5 . . . 3,0 м в стороне от первоначальной траектории движения.

Отсюда специалисты сделали вывод: при разности тормозных моментов на колесах даже в 20 % эксплуатировать автомобиль нельзя, так как его боковое отклонение становится значительным.

Способы снижения скорости

1. Уменьшение подачи топлива.
2. Легкое нажатие на педаль тормоза.
3. Легкое нажатие на педаль тормоза с переходом на низшую передачу.
4. Сильное нажатие на педаль тормоза.
5. Сильное нажатие на педаль тормоза с постепенным уменьшением усилия.
6. Сильное нажатие на педаль тормоза с постепенным уменьшением усилия и переходом на низшие передачи вплоть до первой.
7. Кратковременное и неоднократное нажатие на педаль тормоза.

Для плавного, без рывков замедления движения и остановки в заданном месте надо своевременно сбросить «газ» и нажать на тормозную педаль. Не спешите переводить рычаг переключения передач в нейтральное положение: за счет двигателя вы можете получить дополнительный тормозной эффект. Подъем, если он имеется, также создает некоторое сопротивление движению. При приложении большого усилия к педали тормоза колеса оказываются заблокированными, коэффициент сцепления с дорогой у которых ниже, чем у вращающихся.

Вывод — ни при каких обстоятельствах нельзя тормозить до юза, этим вы только удлиняете расстояние, которое потребуется для остановки автомобиля.

Еще заметнее нарушает зависимость «большее усилие на педали тормоза — интенсивнее замедление движения», а часто опровергает ее вовсе, торможение на мокрой и скользкой дороге, чем выше усилие тем меньше замедление.
Из всего сказанного можно сделать только один вывод: на дорогах с низким коэффициентом сцепления прикладывать к педали тормоза большое усилие нельзя.

В гололед тормозить надо прерывисто, буквально на грани сцепления колес с дорогой. Как почувствовать эту грань? Еле-еле увеличивая нажим на педаль тормоза, постарайтесь уловить момент, когда одно из колес начнет блокироваться. Затем моментально уменьшите усилие на педаль, погасите с помощью руля занос, если он возник, вновь незначительно увеличьте усилие на педаль и так многократно.

На высоких скоростях — 100 км/ч и более юз сразу не возникает: кинетическая энергия вращающихся масс так велика, что и значительное усилие на педали тормоза не в состоянии ее преодолеть. Однако по мере снижения скорости кинетическая энергия этих масс уменьшается и, в конце концов, колеса блокируются. Отсюда вывод: при большой скорости усилие на педаль тормоза надо ослаблять по мере замедления движения.

Траектория движения.
Сказанное выше справедливо для прямых участков дороги, но не для поворотов.
При движении по кривой на автомобиль действует, как уже было сказано, центробежная сила, и она тем больше, чем выше скорость и круче сам поворот. Если она превышает силу сцепления шин с дорогой, происходит занос автомобиля. Поэтому надо избегать тормозить на поворотах, а при высоких скоростях и скользком покрытии не делать этого вовсе. Если таких условий нет, надо тормозить только двигателем.

Подобные опасные ситуации возникают не только на поворотах. Бывает так, что водитель, неожиданно увидел препятствие, пытается его объехать и в то же самое время тормозит. Как правило, это кончается опрокидыванием или в лучшем случае заносом машины. Поворачивать и тормозить одновременно нельзя! В зависимости от обстоятельств надо выбирать что-нибудь одно. Порой объезд лучше, если, конечно, на пути нет помех.
Есть немало примеров, когда именно объезд для безопасности движения более важным, чем тормоза.

Торможение двигателем
А как все-таки быть, если обстоятельства требуют экстренной остановки? Определенную пользу в этом случае приносит включение пониженной передачи. Дело не только в том, что колеса получают дополнительный тормозной момент от двигателя и тем самым уменьшается нагрузка па тормоза. Работающий двигатель в известной степени препятствует блокированию колес и позволяет более равномерно распределить тормозное усилие между правыми и левыми колесами.

Если скорость автомобиля не соответствует выбранной передач возможна блокировка ведущих колес. Избежать юза ведущих колес помогает выравнивание частоты вращения вала двигателя и скорости вращения колес. Надо довести частоту вращения до величины, примерно соответствующей скорости движения и включенной передаче, а затем, перейдя на пониженную передачу, плавно отпустить педаль сцепления. Если частоту вращения удалось подобрать достаточно точно (скажем, по тахометру), педаль сцепления можно отпустить и резко.
Когда частота вращения вала двигателя мала, резкое включение сцепления почти мгновенно уменьшает скорость вращения колес, и они частично блокируются.

В этом случае на шероховатом покрытии автомобиль лишь вздрогнет, а на скользком — наверняка возникнет занос. Ведь каждое колесо работает в своих условиях, катясь по участку дороги со своим коэффициентом сцепления, имеет свое тормозное усилие(ибо невозможно одинаково точно отрегулировать все тормозные механизмы), свое давление воздуха в шине, свой износ протектора и т. п. Эта даже минимальная разница в условиях торможения и создает поворачивающий момент. Если частота вращения вала двигателя велика, то резко снимать ногу с педали сцепления тоже нельзя: ведущие колеса как бы получат дополнительный импульс и тут же провернутся. На скользкой дороге это приведет к тому же результату, что и при частичной блокировке колес. А так как точно угадать интенсивность включения сцепления каждый раз довольно трудно, то наш совет: на скользкой дороге, тормозя двигателем, никогда не бросайте резко педаль сцепления.

УПРАЖНЕНИЯ ТОРМОЖЕНИЕ
Как уже говорилось, для овладения всеми приемами торможения нужны регулярные тренировки. Мы хотим предложить несколько упражнений на плавность и эффективность торможения.

Торможение на скользком покрытии.
Зимой найти такое место не проблема. Летом придется смочить водой участок асфальта или отыскать травянистую лужайку. Упражнение заключается в следующем.
На относительно невысокой скорости (40 ... 50 км/ч) водитель несколько раз нажимает на педаль тормоза, повышая и снижая усилие. Вначале колеса кратковременно блокируются и, конечно, скользят. Но с уменьшением усилия на педаль тормоза сцепление колес с дорогой восстанавливается, скольжение прекращается. Чтобы достичь наибольшего эффекта, частота таких толчков должна быть максимально возможной. При этом упражнении можно отметить только место начала торможения, ибо расстояние до места остановки не лимитируется: чем меньше, тем лучше.

Торможение двигателем
На очень скользком покрытии применение тормозов может привести к заносу. В таких условиях тормозить надо двигателем. Быстро за один прием переходите на третью передачу и тут же отпускайте плавно педаль сцепления. Заметим, что третья передача у современных автомобилей имеет большую силу тяги и вместе с тем обеспечивает значительный диапазон скоростей. Если потребуется, торможение двигателем можно усилить, слегка нажав на педаль тормоза.

Экстренное торможение
В экстремальных ситуациях при малых скоростях колеса легче блокируются. Поэтому после первого нажима на тормозную педаль по мере снижения скорости его надо ослаблять. Следует выработать условный рефлекс: в первый момент нажимать на педаль тормоза сильнее, а затем уменьшать усилие. Затем начинайте кратковременно и многократно тормозить, чтобы исключить блокировку колес. Помните, что катящееся колесо всегда имеет лучшее сцепление с дорогой, чем скользящее.

ИЗ ВОДИТЕЛЬСКИХ ЗАПОВЕДЕЙ
Умелое применение тормозов — самое убедительное свидетельство высокого мастерства водителя. Оно тем выше, чем реже и плавнее вы тормозите.

Резкое торможение — верный путь к заносу и выходу автомобиля из повиновения.

Старайтесь всегда выдерживать такую дистанцию, чтобы прибегать к тормозам лишь в крайнем случае.

Снизив скорость на одну треть, вы сократите тормозной путь более чем вдвое.

Всегда проверяйте работу тормозов, когда садитесь за руль автомобиля (особенно незнакомого).




Для вашей безопасности и уверенности за рулем!
Сергей Савченко

P.S. Узнать больше о секретах мастерства вождения, а также о технике и тактике управления автомобилем Вы сможете из книги «Вождение автомобиля».
подробнее