Вращение руля.

Из этого урока вы узнаете

Три вида руления
Положение рук на руле
Захват руля
С каким усилием держать руль
Положение и действие левой ноги
Скоростной способ вращения руля
Упражнение 1. " Вращение руля"
Упражнение 2 "Вращение руля одной рукой"
Типичные ошибки
Контроль скорости вращения руля

В различных дорожных условиях водители применяют разные приемы поворота рулевого колеса, также их называют виды «руления».

Три вида руления:

1. выравнивающее руление (без перехвата руля);
2. плавное руление с перехватами при поворотах автомобиля;
3. скоростное руление, используется для прекращения заноса автомобиля или применяют для маневрирования в ограниченном пространстве.

Выравнивающее руление, как правило, выполняется без перестановки рук, используется при объезде различных помех и неровностей дорожного покрытия, а также выравнивания траектории движении автомобиля в нужном направлении.

Различные повороты проходят, выполняя плавное руление с перехватом. Количество перехватов зависит от угла поворота и его радиуса.Скорость вращения руля необходимо соизмеряться со скоростью движения автомобиля.

Внимание!
На выходе из поворота отпускать рулевое колесо для возврата его в исходное положение недопустимо.

Скоростное руление ис¬пользуется при маневрировании в ограниченном пространстве и экстренном маневрировании (занос автомобиля). Поворот рулевого колеса осуществляется быстро двумя руками с перехватами. Скоростной способ характеризуется высокой скоростью поворота руля (примерно в 3-5 раз быстрее плавного, (не менее 2 оборотов в 1 сек).)


Положение рук на руле

Основное правильное положение рук на руле строго симметричное. Левая рука должна находиться в зоне от 10 до 9 часов, а правая – соответственно от 2 до 3 часов ( условно, если принять руль за циферблат часов )

Захват руля.

Существует два вида захвата руля закрытый и открытый. Закрытый, когда четыре пальца охватывают его снаружи, а большой находится внутри обода, что хват позволяет вам в любое время приложить максимальное усилие и остановить непроизвольное вращение руля.
Открытый, когда четыре пальца охватывают его снаружи, а большой упирается в обод, что позволяет повысить " чувство руля", что повышает вашу безопасность при движении на высокой скорости на прямолинейной траектории автомобиля.


С каким усилием держать руль.

Теперь о том, как держать руль, т.е. об усилии, с которым надо сжимать обод руля. Образно говоря, его надо держать, как маленькую птичку, стараясь не задушить ее и не позволить ей улететь. К сожалению, новички часто сжимают руль, что называется мертвой хваткой. Однако так не следует поступать, только в случае крайней необходимости при движении по неровным дорогам или в критической ситуации, например, при проколе шины переднего колеса. Поэтому водитель должен быть готов к тому, чтобы в любой момент приложить все силы и суметь удержать руль в критической ситуации.


Положение и действие левой ноги

Правильная посадка водителя определяет и правильное положение ног на педалях управления. Левая нога, управляющая педалью сцепления, обычно располагается левее педали на специальной подставке для ноги. Правая нога, управляющая педалью газа и педалью тормоза, располагается напротив педали тормоза с опорой на пятку.

У левой ноги есть важная задача, закрепить ваше тело в сидении, чтобы при вращении руля и совершении маневров в дальнейшем Вас не кидало в сидении из стороны в сторону, и Вы сидели как влитые. Для этого пред началом каждого вращения руля необходимо с небольшим усилием упереться левой ногой в подножку, на которой она стоит, а спиной немного упереться в спинку сидения. Таким образом, ваше тело будет «закреплено» в сидении, а руки смогут свободно вращать руль с любой скоростью.


Скоростной способ вращения руля

Этот способ вращения руля практически универсален и может использоваться, как для прохождения поворотов любого радиуса, так и стабилизации автомобиля в экстремальных ситуациях. Разница лишь в скорости вращения руля в стандартной ситуации Вы вращаете руль в среднем темпе, а в экстремальной быстро. Данный способ вращения руля позволяет поворачивать руль в 3-5 раз быстрее, чем силовым способом вращения руля.

Отработку приемов вращения руля удобно проводить на автомобиле с вывешенной передней подвеской используя устойчивые домкраты или установить под передние колеса вращающиеся диски для занятия фитнесом, чтобы исключить трение колес об асфальт.

При скоростном способе вращения руля руки действуют поочередно, и поворот руля производится на 180, что позволяет быстро поворачивать руль на большие углы.

Упражнение 1. " Вращение руля"

1. Начальная фаза вращения руля скоростным способом при повороте направо осуществляется двумя руками из положения левая - 10-9, правая - 2-3, до того момента, когда левая приблизится до 11, а правая до 5.

2. Затем правая рука отпускает руль и готовится к перехвату на 11-12, а левая продолжает вращение до 5.

3. Как только левая рука приготовится отпускать руль, правая рука делает перехват на 11-12 и вращает опять до 5, после перехвата левая рука отпускается и готовится к перехвату на 11-12.

4. При повороте руля налево осуществляется двумя руками из положения левая - 10-9, правая -2-3, до того момента, когда правая приблизится до 12-1, а левая до 7.

5. Затем правая рука вращает руль до 7, а левая готовится к перехвату на 12-1 соответственно.

Внимание!
Вращение руля должно быть плавным без остановок. Захват обода не должен сопровождаться ударом. Кисть руки в мгновение захвата движется по дуге со скоростью руля.

Сначала научитесь вращать руль медленно на один оборот, затем два оборота, и в заключении от упора до упора, пока надежно не освоите методику перехвата.

После отработки навыка вращения руля скоростным способом двумя руками рекомендуется освоить приемы поворота руля одной рукой с перекатом через тыльную сторону кисти и без переката. Эти способы используются при движении автомобиля задним ходом.

Упражнение 2 "Вращение руля одной рукой"

1. При повороте руля налево левая рука – с 12 поворачивает до 7, а затем, разжимая пальцы и продолжая вращение, осуществляет перекат через тыльную сторону кисти и перехват на 5, и продолжает вращение руля до 12.

2. При повороте руля направо левая рука – с 12 поворачивает до 5, а затем осуществляет перекат через тыльную сторону кисти и перехват на 7, и продолжает вращение до 12.

Эти же приемы отрабатывают правой (12-5-7-12) и левой (12-7-5-12)рукой.

Упражнения делают сначала медленно в строгом соответствии с указанной схемой, постепенно увеличивая темп вращения руля.
На начальном этапе допускается смотреть на постановку рук на руле; когда же обучаемый усвоит правильный перехват руля, в дальнейшем контроль перехвата взглядом следует считать ошибкой.

Внимание!
После приобретения начальных навыков вращения руля следует перестать смотреть на руль.

Типичные ошибки:

• скорость вращения руля неравномерна,
• нарушения координации (руки заплетаются),
• одна рука работает активнее, чем другая,
• захват обода руля изнутри или за спицы,
• при перехвате захват обода сопровождается ударом,
• задержка рулевого колеса в крайних положениях при изменении направления вращения.




Для вашей безопасности и уверенности за рулем!
Сергей Савченко


P.S. Узнать больше о секретах мастерства вождения, а также о технике и тактике управления автомобилем Вы сможете из книги «Вождение автомобиля».
подробнее