АВТОИНСТРУКТОР

Управляй Уверенно и Безопасно!

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Автоинструктор и методика обучения вождению

Какими профессиональными качествами должен обладать автоинструктор, а также из каких этапов подготовки должна состоять  методика обучения, чтобы Вы могли развить все необходимые навыки для уверенного и безопасного управления современным автомобилем.

Управление  автомобилем  в  современных  условиях – процесс  чрезвычайно сложный в техническом и  в психологическом отношениях, и поэтому будущему водителю необходимо помнить, что автомобиль является источником повышенной опасности, и серьезно отнестись  к процессу  обучения и освоения техники и тактики управления автомобилем.

Под техникой управления автомобилем понимают целенаправленные  действия  водителя, обеспечивающие  безопасность  движения  и оптимальное  решение  задач, возникающих  перед ним  в  процессе движения  автомобиля.  Хорошее владение основными навыками  управления  автомобилем  позволяют отработать  специальные  методы  и условия  обучения.

Тактика вождения автомобиля – это умение водителя выбрать безопасный режим движения автомобиля в зависимости от дорожной обстановки и погодных условий.

Итак, начнем с главного.

При обучении водителя  главная роль в учебном процессе при отработке  практических навыков  отводится инструктору. Автоинструктор должен  быть профессиональным  водителем  и иметь методическую подготовку, чтобы уметь не только показать  практическое  выполнение упражнений, но и объяснить технику его выполнения, а также отметить и  исправить ошибки ученика.

Внимание ! Не каждый водитель способен научить управлять автомобилем.

Методическая подготовка инструктора  включает  в себя   знание  основ педагогики, психологии  и методики обучения, а также умения применять его при обучении.  Инструктор должен быть требовательным, настойчивым, и выдержанным.

В арсенале инструктора имеются  различные средства воздействия на обучаемого (внушение, замечание, и т.д.), однако пользоваться ими следует умело и тактично. Во время проведения занятий  замечания  и указания он должен делать спокойно, кратко и доходчиво, без крика  и грубости.

Основной оценкой профессионализма автоинструктора  является качество вашего обучения. На каждом занятии вы должны получать новые знания и навыки. Если на начальном этапе обучения инструктор очень часто выполняет некоторые действия за вас ( притормаживает автомобиль, поворачивает руль), не отмечает ваши ошибки при управлении, а  вместо объяснений  кричит  на  вас,   лучше найти другого автоинструктора.

Методика обучения вождению. Анализ деятельности человека за рулем позволяет наметить  три этапа, которые он должен пройти  последовательно  по мере  совершенствования  своего водительского мастерства. Причем,  каждый предыдущий этап необходим для  овладения последующим. Обучение   на первом  и  втором  этапах  производится  на  автодроме  или  закрытой  площадке.

На первом этапе водитель должен достичь определенного технического мастерства. Это степень натренированности водителя в выполнении всех действий, связанных с управлением  механизмами автомобиля   -  двигателем, сцеплением, коробкой передач, тормозами и  работа рулевым колесом.

Тренировка всех действий, предварительно разбитых на отдельные движения, должна производиться последовательно по упражнениям.   При выполнении упражнений обучаемый должен понимать смысл и последовательность всех действий или движений. Данный  этап  имеет  фундаментальное  значение  для дальнейшего  процесса  обучения.

Вторым этапом подготовки водителя является формирование навыков определения положения автомобиля на дороге и прогнозирование его траектории под управляющими воздействиями обучаемого.  На  этом  этапе обучаемый должен  почувствовать  понятие "реакция" автомобиля, уметь управлять автомобилем и  контролировать траекторию  его  движения.

После  этих  этапов обучаемый  должен полностью освоить  техническую сторону вождения автомобиля. Он должен правильно  выполнять намеченные действия при движении  автомобиля,  а  любые действия рычагами и педалями не должны вызывать у него затруднений.

Третьим этапом обучения является формирование навыков  взаимодействия  с другими участниками движения,  анализа и прогнозирования дорожной обстановки, предупреждения  аварийных ситуаций. На этом этапе обучаемый при выборе того или иного маневра  в сложных ситуациях  должен  исходить из тактических соображений обеспечения безопасности движения.

Результатом обучения с последовательным прохождением трех этапов должно быть свободное   владение  автомобилем   в  различных  дорожных  ситуациях.  Только после  этого обучаемый  может быть  допущен к сдаче экзаменов на получение водительского удостоверения.

Внимание! Для  эффективности  начального  периода  обучения   необходимо использовать   способ   мысленного воспроизведения  действий  или  движений  в  определенном  порядке,  что  позволяет   быстро  сформировать  двигательные  навыки.

Перед  началом  любого упражнения, обучаемый  должен мысленно  воспроизвести  порядок  действий или движений   (для тех кому сделать это трудно    рекомендуется проговаривать свои действия вслух), повторить это несколько раз и только затем приступать к отработке упражнения.

Условия обучения вождению. Для того чтобы обучение вождению было эффективным,  необходимы специальные условия обучения. Это, главным образом, относится  к инструктору практического вождения и месту  начального обучения.

Автодром. Немаловажное значение имеет место проведения начального обучения. Лучше всего  осуществлять это на  автодроме  или  закрытой площадке. Размер  учебной площадки должен быть примерно 100х80 м.  На них  хорошо отрабатывать первоначальные навыки пользования рычагами и педалями, а  также приемы  управления  автомобилем. Отсутствие автодрома или площадки отрицательно сказывается на процессе обучения.

Экипировка водителя. При подготовке к обучению практическому вождению  необходимо, чтобы одежда и обувь были удобными. Шляпы, платки и другие головные уборы  лучше снимать.

Сформулируем основные требования, предъявляемые к одежде. Она должна обеспечивать свободу движений и не нарушать кровообращения. Особое внимание следует обратить на шею и запястья рук.

Шейные (сонные) артерии осуществляют кровоснабжение мозга и если они даже незначительно сдавлены,  то через некоторое время  появляется сонливость, снижается  быстрота реакции, а также ухудшается чувствительность  вестибулярного аппарата  и острота зрения.

Если  сдавлены  запястья рук, то нарушается кровообращение в кистях и уменьшается чувствительность пальцев, что сказывается  на быстроте движений.

Особенно важно выбрать фасон верхней одежды в холодное время года. Ни плащ, ни пальто, ни тем более шуба "до пят" не подойдут водителю. Для весны и осени незаменима короткая куртка, которая не стесняет движений. Зимой подойдет  короткая дубленка  или утепленная куртка из кожи.

Обувь, как и одежда не должна сдавливать  кровеносные сосуды. Главное требование заключается в том, чтобы обувь позволяла хорошо чувствовать педали. Самая удобная  –  это специальные мокасины, у которых сильно рифленая подошва заходит на задник. Дамам, рекомендуется использовать обувь без шпилек и платформ, потому  что обувь на высоком каблуке для вождения автомобиля  не годится не только зимой, но и  в любое время года.



Для вашей уверенности и безопасности за рулем!

Сергей Савченко

 
Интересная статья? Поделись ей с другими: